Многочисленный ассортимент продукции Garmin четко структурирован и имеет довольно точную адресацию в зависимости от условий эксплуатации того или иного прибора. В этой «иерархии» есть навигаторы универсально-туристического назначения, приборы для автомобилистов и мотоциклистов, есть серия «река- море» и «авиационная», гаджеты для спорта и занятий фитнесом.
Нас, владельцев внедорожников и любителей автомобильных путешествий, обычно интересуют два первых сегмента. И чем «активнее и внедорожнее» наши увлечения, тем большим предпочтением пользуются универсальные спутниковые навигаторы, а не специальные автомобильные, рассчитанные, в основном, на «гражданских» потребителей.
Благодаря повышенному уровню защищенности и возможности использовать альтернативную картографию, «туристы» более востребованы в условиях дальних экспедиций, которые относятся к разряду спортивных путешествий. Или во время комбинированных походов, когда после этапа доезда их участники пересаживаются на снегоходы, в лодки (те же рыболовы) или совершают пеший рейд, забирая навигатор с собой – такие тоже есть. Впрочем, внедорожный имидж нас тоже к чему-то обязывает, и порой в угоду неким надуманным принципам мы оказываемся в плену собственных заблуждений.
СЛОМАТЬ СТЕРЕОТИПЫ
Один из устоявшихся «постулатов» гласит, что все оборудование «правильного путешественника» должно быть защищенным. И часы, и телефон, и планшет, и фото-видео- камера. Само собой – и навигатор. Я хоть и не «украшаю» свой автомобиль множеством «покатушечных» наклеек в стиле а-ля Дакар, однако все перечисленные выше гаджеты у меня действительно с повышенной степенью «бронебойности». И навигатором я пользуюсь универсальным – Montana 650t, гоняю его «в хвост и в гриву» и по городу в «обычной» жизни, и по «пампасам», а также беру с собой во все командировки, независимо от дальности поездки и вида транспорта.
Однако в последнее время я стал часто ловить себя на мысли, что, используя только этот прибор, я постоянно оказываюсь в чем-то обделенным. Нет связи со смартфоном, чтобы ответить на звонок или прочитать письмо, нет режима hands free, нет оперативной информации о пробках и происшествиях на дорогах, так нужной подчас в мегаполисе. А вот в навигаторе у моей соседки-блондинки, которая никогда не слышала о GPS или ГЛОНАСС, которая не знает, что такое координаты, такие возможности есть. Села за руль, назвала вслух адрес, и умная «коробочка» с учетом реальной дорожной обстановки проложила ей маршрут. Я же со своей «Монтаной» рядом с ней выгляжу каким-то дремучим партизаном, заблудившимся во времени и случайно вышедшим из лесу за солью.
Некоторое время назад я тестировал навигаторы Garmin только появившейся тогда линейки Nuvi: принципиального отторжения они не вызвали, но личные приоритеты (и имидж, конечно) в тот момент были сильно смещены в сторону экспедиционных приборов (для себя тогда я взял Oregon). Может быть, стоит еще раз попытаться переосмыслить критерии выбора оборудования? Тем более, что к этому подталкивает и явно наметившиеся сейчас тенденции в современном автотуризме. Подчеркну – не среди малочисленной группы экстремалов-спортсменов, у них свои принципы, а именно в массовом туризме, основная задача которого – просто увидеть мир, показать его детям и не устанавливать при этом никаких рекордов. И для этой цели не нужны ни 37-е колеса, ни брутальные бамперы.
Да и тип автомобиля по большому счету тоже не важен – путешествовать можно на любом. Трясешься, бывало, четверо суток на «мудовой» резине, заберешься в самый дальний угол Устюрта, гордый такой въезжаешь на главную улицу единственного в округе на 200 км кишлака, а его жители… спокойно передвигаются на обычных «Жигулях». Нередки подтверждения тому и в нашем журнале. Вспомните, например, «Запорожец» на перевале Дятлова или зимнюю поездку в Нарьян- Мар на «Ягуарах». Надо только почаще «включать голову». К тому же, как бы нам этого не хотелось, но надвигается эра кроссоверов. И отказываться от благ человечества, которые дают современные автомобильные навигаторы, было бы глупо.
С этими мыслями я и обратился в компанию «Навиком» – официальному дистрибьютору Garmin в России, дабы поближе познакомиться с новинками марки, в частности, с появившимися месяц назад на нашем рынке автомобильными навигаторами Drive.
СЕМЕРО УМНЫХ
В первом «колене» новой линейки Garmin Drive семь приборов. Все они умеют вовремя предупреждать о приближающихся поворотах, железнодорожных переездах и специальных знаках на дорогах, о камерах (и их муляжах), которые фиксируют проезд на запрещающий сигнал светофора и нарушения скоростного режима. Они могут выдавать информацию о трафике и заторах на дорогах, предлагая варианты объезда. А во время длительных поездок укажут водителю на необходимость отдохнуть и подскажут ближайшие удобные для остановки места.
Базовая модель семейства, она, собственно, и дала ему имя, называется Drive. Таких версий три, отличающихся диагоналями экранов: 4, 5 и 6 дюймов. Цены, соответственно, 11 451 руб., 13 981 руб., 16 854 руб. (здесь и далее информация с сайта garmin. ru на середину апреля 2016 года, везде комплектация LMT). Во всех предзагружена картография City Navigator Russia NT. Есть синхронизация с сервисом Foursquare, в котором отмечены миллионы (действительно миллионы!) популярных объектов по всему миру: рестораны, музеи, театры и все-все остальное. С помощью функции Easy Route Shaping предложенный маршрут можно легко изменять касанием сенсорного экрана.
К возможностям «младших братьев» в Garmin Drive Smart добавлено голосовое управление и протокол обмена Bluetooth. При сопряжении со смартфоном навигатор получает обновленные данные о трафике в режиме реального времени, на экран выводятся оповещения о вызовах, текстовые сообщения и информация от приложений. Поддерживаются любые мобильные ОС. Версии Smart выпускаются с экранами в 5 и 6 дюймов. Цены 19 236 руб. и 22 449 руб.
Garmin Drive Assist (32 001 руб.). По сути это тот же Drive Smart, в который встроили видеорегистратор, записывающий изображение на карту памяти microSD. Плюс несколько эксклюзивных функций. Forward Collision предупреждает об опасном сближении с другим автомобилем в попутном направлении. Lane Departure Warning – о съезде с полосы движения. Go напомнит задремавшему в пробке или на светофоре водителю, что поток начал движение. А в конце маршрута экран переключается с карты на реальную картинку местности, полученную от камеры, на которой конечная точка отмечается стрелками – удобно! Диагональ экрана «помощника» – 5 дюймов.
Топовая модель – Garmin Drive Luxe (37 261 руб.). Диагональ экрана 5 дюймов, от аналогичного по начинке и возможностям Smart она отличается только металлическим корпусом и магнитным креплением.
В коробочных наборах со всеми навигаторами идут провода питания от «прикуривателя» и кронштейны с присосками на стекло. Комплектация LMT дополнительно включает антенну для приема данных трафика Lifetime Traffic. В приборы штатно загружены карты с покрытием по всей России (бесплатное обновление). Опционально к линейке Drive можно подключить беспроводную камеру движения задним ходом Garmin BC 30 и первую в мире «автомобильную видеоняню» Garmin babyCam.
«А ДОРОГУ ПОКАЖЕШЬ?»
Итак, передо мной два прибора: Drive Luxe и Drive Smart 50. Они еще из предсерийной партии, поэтому у первого вместо магнитного крепления на «спине» выпирает гнездо под пластиковую шаровую головку. В продажу пойдут действительно элегантные приборы. Кстати, не знаю, будут ли «люксы» комплектоваться футлярами, кожаными чехла- ми или хотя бы бархатными мешочками – к такой приятной вещи, даже если она в салоне внедорожника, просится красивая упаковка.
Внешний осмотр. Сборка приборов полностью соответствуют уровню бренда. Идеально «плотные» корпусы, нет даже намека на «скрипы» их частей. Монолит! Экраны оконтурены тонкой, миллиметровой ширины рамкой (это часть выступающего корпуса, у Luxe он, напомню, металлический), над плоскостью стекла бортик возвышается примерно на полмиллиметра. Если положить навигатор на стол «лицом» вниз, то экран не поцарапается. Спереди миниатюрное отверстие микрофона для голосового управления. Сзади кнопки включения. Аккумуляторы встроенные, никаких отсеков или съемных крышек нет, самостоятельная замена не предусмотрена. Внешнее питание к обоим приборам подводится через разъемы мини-USB, но для синхронизации с компьютером у Luxe есть еще и микро-USB. Почему нет унификации? Вопрос на засыпку знатокам «Что, где, когда?» и инженерам Garmin…
Для карт памяти предусмотрены внешние гнезда без каких-либо заглушек. У Smart оно сбоку, а у Luxe снизу. Может быть это и надежно, но я бы заклеил их скотчем от греха подальше. Да и пыли в эти отверстия насосет достаточно. На сайте Garmin объем внутренней памяти приборов не указан, но после подключения Luxe к компьютеру стало понятно, что она составляет 3.5 Гб. Софт и установленная по умолчанию «вся Россия» занимают 2.7 Гб. На первое время достаточно, но внешняя карта памяти может понадобиться, если возникнет необходимость установки дополнительной картографии.
Нажимаю на кнопку включения.
Для сравнения – моя любимая Montana грузится раза в три дольше. Правда, там и карт больше, много треков и фото, но современный процессор все равно шустрее. Активная часть экрана (она действительно ровно 5 дюймов, или 128 мм) чуть меньше площади передней поверхности. Справа и слева черные маски шириной по 10 мм, сверху и снизу – по 5 мм. Появляется традиционное предупреждение, чтобы водитель не отвлекался от дороги – соглашаюсь и попадаю на главную страницу. Большие иконки «Куда» и «Карта», понизу и чуть мельче: «Приложения», «Громкость», «Настройки» и «Стоп» (пассивная, пока не задан маршрут). Все настолько интуитивно просто, если не сказать элементарно, что даже не интересно! Есть у меня на планшете одна популярная навигационная программа с аналогичными задачами, ею все московские таксисты пользуются, так вот ее интерфейс на два порядка запутаннее.
Касаюсь иконки «Куда». Цель поездки можно задать по адресу, по координатам (в любом выбранном формате) или просто, ткнув пальцев в карту. Расчет пути протяженностью в 50 км занял примерно 5 – 7 секунд, на 500 км – раза в два дольше. При этом выдаются еще и его варианты. Маршрут можно легко корректировать заранее или на ходу. Включить, например, по дороге в Тверь посещение музея Блока в Тараканово. Для этого надо найти на карте нужное место, «раздвигая» ее пальцами (можно менять масштаб и нажимая на виртуальные кнопки), и прикоснуться к желаемой точке. Маршрут будет пересчитан. Экран, кстати, идеально откалиброван, управление очень точное. А положение приборов можно менять, выбирая горизонтальную или вертикальную ориентацию, кому как привычнее.
Работа с точками. Их можно вводить любым описанным выше способом и затем сохранить либо залить одним файлом в формате GPX в одноименную папку в «корне» прибора. Для проверки я так поступил с файлом точек всех геокешерских тайников Тверской области – работает. Жаль, что не выводится сопутствующая информация о тайниках, но это прерогатива туристических навигаторов.
Любопытная функция – голосовое управление. Я же перед соседкой (помните, упоминал о ней) должен покрасоваться. Но не задалось. «Примочка» работает, но если по-честному, то до «О’кей, Гугль» ей еще далеко. На мой взгляд, это пока игрушка. Большая часть слов распознается с ошибкой. Хорошая реакция лишь на короткие фразы управления вроде «вперед», «назад» и т.д. Однако, для чистоты опытов, надо будет как-нибудь протестировать ее на серийной модели, а не на «сэмплах». Еще проверил, как Drive Luxe работает в связке со смартфоном на «Андроиде»: тут никаких особенностей кроме удобств не выявлено.
ГЛАЗ НА ЗАТЫЛКЕ
Попробовал я и совместную работу Drive Smart 50 с babyCam. Сама камера представляет собой небольшую обтекаемую коробочку с объективом и съемной крышкой батарейного отсека на два элемента типа АА. Никаких кнопок на ней нет. Через разъем мини-USB ее можно запитать от бортового прикуривателя. В комплекте с камерой идет удобный кронштейн, который крепится на стойке подголовника переднего или заднего сиденья в зависимости от того, в какую сторону развернуто детское кресло. К навигатору можно подключить до четырех таких «глаз» (в том числе и специальную камеру заднего обзора Garmin BC 30 с парковочными линиями). Дальность действия – до 3 метров.
Была поначалу мысль поэкспериментировать по-джиперски и поставить «всевидящее око» где-нибудь в районе лебедки. Даже режим «ночного видения» есть! Но покрутил камеру в руках, подумал-подумал и от этой затеи отказался – слишком нежная она для таких опытов и место ее только в салоне. Подключение же прошло успешно. Для этого нужно заменить штатный кабель питания навигатора на тот, который поставляется с babyCam – на нем смонтирован блок приема сигнала. А вот качество картинки огорчило. Вроде и изображение не дергается и не разбивается на пиксели при быстром перемещении объекта, но его цветопередача оставляет желать много лучшего. Вывод – устройство работоспособное, но его назначение очень узкое – исключительно для наблюдения за детьми в машине. Еще один минус – явно завышенная цена (25 679 руб.). С помощью обычного смартфона и простой китайской камеры с Wi-Fi можно организовать систему наблюдения более качественную и в 4 раза дешевле. Еще и записывать изображение можно будет в режиме регистра- тора. Хотя… я расскажу, пожалуй, о babyCam своей соседке – ей точно понравится!
ГДЕ УМ, ТАМ И ТОЛК
Несмотря на мою приверженность к «честным» внедорожникам и соответствующим навигаторам, новые «кроссоверные» устройства Garmin оставили приятное впечатление. Любая из моделей Drive будет по достоинству оценена и найдет своего потребителя. Чем толще кошелек, тем более «навороченный» прибор вы сможете себе позволить. Не более «продвинутый» в плане навигации – тут они все одинаково хороши, а с расширенным функционалом. Если же вам не нужны какие-то опции, как у Drive Assist, например, то и не стоит за них переплачивать. Когда есть выбор – это всегда хорошо.
Кому такие навигаторы можно адресовать? В первую очередь всем, кто много передвигается по городу, конечно. Наличие «пробочных» сервисов, грамотные навигационные подсказки, удобный интерфейс, огромная база POI – это не только удобно и экономит время, но и способствует безопасности движения. Пригодится линейка Drive и в дальних поездках. Ведь все путешествия, так или иначе, большей частью проходят по дорогам. Они могут быть хорошими автобанами, не очень хорошими провинциальными грейдерами, разбитыми грунтовками и откровенно плохими лесовозными. Но все-таки это дороги. И эти навигаторы их обязательно «увидят и покажут». И дело тут даже не в «умном железе», а в картографии, которая в нем находится.
Степень ее подробности и качество постоянно совершенствуются. Но только не забывайте обновлять карты! Имея интернет, сделать это совсем несложно. Заходите на сайт garmin.ru, скачиваете и устанавливаете программу Garmin Express и подключаете к USB-порту компьютера свой навигатор. Если уже есть свежая версия его прошивки или вышел очередной релиз карт – вам будет предложено их установить. Все быстро и бесплатно.
А что делать, если вы все-таки оказались в таких местах, которых нет на картах? В принципе такое возможно даже на «стоковом» кроссовере. Например, на унесенном в открытое море пароме. Выставляйте алгоритм создания маршрута «напрямик». Маршрутизация, понятно, работать не будет, но направление к берегу, расстояние до него и масштаб проблемы сразу будут ясны. А когда в баке кончится топливо и мотор заглохнет, навигатор проработает еще примерно час на автономном питании. Но, надеюсь, ничего подобного не случится – эти приборы для такого экстрима просто не предназначены.
…А особенно из новой линейки мне понравилась модель Garmin Drive Smart 50. За удобный интерфейс, за отличное сочетание цена- качество, ну и за ум, конечно. Для краеведческих семейных поездок с элементами «аутдора» – то, что надо!
"Материал выходил в майском номере журнала "Полный привод 4х4". Публикуется с разрешения редакции. Автор: Сергей Груздев".