Минтранс опубликовал для общественного обсуждения список требований к GPS навигаторам, которые со следующего года могут понадобиться для оформления ДТП по европротоколу. О том, какие именно должны быть устройства, чтобы избежать общения с инспекторами, изучили корреспонденты "Вести ФМ".
Если разбиты 2 машины, в которых никто серьезно не пострадал, у всех владельцев есть полисы ОСАГО, и водители согласны, кто виноват – это идеальные условия для оформления ДТП по европротоколу. Плюсов - масса: ты не создаешь пробку, не теряешь свое время на ожидание инспекторов, а те в итоге освобождены от лишней работы. На практике к такому способу обращаются немногие, но их доля с каждым годом растёт, убеждают эксперты. Медленно, но процедура станет массовой, считает автоэксперт Вячеслав Субботин:
"Нововведение в правилах о том, чтобы быстренько сворачивать своё делопроизводство и убирать автомобили с проезжей части, не мешать никому, и штраф назначили 1000 рублей - это не работает. Ввели достаточно давно, уже несколько месяцев. Ну и что? Мы видим, что убирают автомобили? Да нет, так же стоят, ждут инспекторов. Но принципиальная позиция должна быть".
Основная функция навигатора в деле составления европротокола - определение точных координат ДТП. Некоторых автомобилистов останавливает сомнение - не откажет ли в выплате страховая? А ведь около 80% убытков могли бы быть урегулированы при помощи европротокола, говорят страховщики. Чтобы документы принимали гарантированно - и нужен официальный список устройств или требований к ним - тогда не будут появляться лишние вопросы, поясняет автоэксперт Максим Егоров:
"Он будет очень четко прописывать местоположение, время, координаты, скорость. Обязательно это в видео должно быть зафиксировано. Зачастую не принимают к разбору видео, на котором не совпадает дата. Даже если всё читается относительно перемещения людей, транспортных средств, то это видео к делу не подкрепляется. Устройства должны убрать эти нюансы, будет единый стандарт, будет устройство, возможно, опломбированное, чтобы никто не мог менять информацию".
Понятно, если сейчас данные принимают фактически с любых аппаратов, даже со смартфонов, то с ужесточением возникнут определенные неудобства. Но пользоваться необходимыми устройствами в итоге будут все, уверен автоэсперт Вячеслав Субботин:
"Определить модель и разрешающую способность, конечно, должна специальная комиссия. Потому что абы какой не подойдёт. У одного будет ошибка в плюс-минус 10 метров, а у другого будет 30 сантиметров. Конечно, нужно определить список и уровень технической оснащенности этих изделий. И тот, кто хочет пользоваться этим протоколом и не создавать себе и окружающим проблем, должен будет приобрести такую штуку".
В появившемся списке - ничего сверхъестественного. Устройство должно определять местоположение с погрешностью до 15 метров, иметь голосовую связь с оператором экстренных служб, заряжаться от автомобильной сети и соединяться с другими приборами для передачи данных стандартными шнурами. Этому соответствуют большинство смартфонов. Правда, есть более сложные пункты. Аппарат должен работать в широком температурном спектре - от -40 до +85 - и быть подключен к ГЛОНАСС - можно в сочетании с GPS. Этот пункт в Российском союзе автостраховщиков полностью поддерживают, говорит директор по методологии страхования организации Евгений Васильев:
"Для потерпевшего это будет значительным подспорьем для урегулирования убытков. Наверное, это будет способствовать уменьшению уровня мошенничества, потому что это будет усложнять инсценировку ДТП. Вместе с тем, по нашему мнению, поправки, которые подготовил Минтранс, более жесткие, чем могли бы быть".
То есть многие существующие устройства окажутся "за бортом". Данные с них не будут принимать. Впрочем, окончательно перечень пока не утвержден. Полный реестр требований опубликован для общественных обсуждений на сайте "Открытого правительства".