Карта сайта

не купленный вовремя навигатор -  не является оправданием

недельного отсутcтвия главы семьи у домашнего очага.

г.Вологда, ул.Ленинградская, д.150а, Бизнес центр МИКС, оф.228
8 (8172) 50-06-59
gps-vologda.ru
Время работы: Пн.-Пт. 9.00-18.00
Сб. 10.00-15.00
8 (921) 824-77-33
gps-vologda.ru
Моя корзина(0)
Новости
Снижены цены на некоторые позиции: eTrex 10 GPS, GLONASS Russia eTrex 30x GPS, GLONASS Russia GPSMAP 276Cx Russia ...
Снижены цены на эко и нитрат тестеры Soeks до 27% Экотестеры и нитрат тестеры Соэкс. ...
График автомобилей HERE, собирающих данные для карт России Май 2018г: Major highways between Saint-Petersburg, Moscow, Rostov-on-D...
Акции
74 742 руб
73 770 руб
вы экономите: 972 руб
62 119 руб
43 480 руб
вы экономите: 18 639 руб
41 322 руб
40 571 руб
вы экономите: 751 руб
Рекомендуем

Обзор эхолота-картплоттера Garmin EchoMap 52 dv
опубликовано: 31-08-2015

Оригинал обзора

 

 

Рано или поздно наступает момент, когда нужно подумать об обновлении различных гаджетов, которые используются на рыбалке. Прежде всего, это касается эхолота. И дело не в том, что они ломаются и выходят из строя. Просто технический прогресс не стоит на месте, и модели, которые еще пару лет назад казались пределом мечтаний, сегодня уже воспринимаются как морально устаревшие.

 

 

 

     Короче говоря, озаботился я поисками подходящей модели эхолота и для начала решил ответить сам себе на простой вопрос: а чего я собственно хочу от этого самого эхолота? Исходные посылки самые обычные: две трети рыбалок происходят с лодки на сравнительно больших водоемах (водохранилищах), в основном на спиннинг, и часто на водоемах новых, мне практически не знакомых. Немаловажно, что выезды часто бывают с ночевкой на берегу, «диким» способом. Соответственно, чтобы спасть спокойно, эхолот из лодки на ночь лучше убирать. По недолгом размышлении требований к эхолоту я насчитал всего четыре:

 

1)Он должен в ясной форме давать мне представление о том, что находится под лодкой: глубине, характере дна, его рельефе, наличии на нем травы, камней коряг и т.п.

2)Должен показывать рыбу. Не столько хищников, сколько стайную бель (леща-подлещика) или кормовые скопления тюльки и т.п.

3)Надежность, удобство и быстрота установки и снятия

4)Экономичность энергопотребления (на рыбалке подзарядить батарею часто бывает не от чего).

 

 

Конечно, пятым пунктом (а может, первым) идет и незаоблачная цена.

 

Однако это все касается эхолота, но на рыбалке я, как и многие, пользуюсь еще и GPS-навигатором. И, как и многие, постоянно думаю о том, что лучше бы иметь не два разных прибора, а один, в котором есть и эхолот, и навигатор. То есть, если уж обновлять парк гаджетов, то надо переходить на эхолот-картплоттер.

 

Тогда к списку требований добавляются еще по крайней мере три:

5)Возможность зафиксировать координаты интересных или уловистых точек с тем, чтобы можно было их потом без проблем найти.

6)Возможность найти дорогу домой (в лагерь), если заблудился, а обычные ориентиры не помогают.

7) Возможность сохранить в памяти свои перемещения на рыбалке, с тем чтобы потом можно было их поизучать в спокойной обстановке.

 

 

 

     Итак, картплоттер. Вопрос – какой марки и какая модель. Я бы, наверное, долго пребывал в сомнениях, что выбрать, если бы не предложение от российского представительства Garmin потестировать одну из их новинок – модель 2015 года эхолот-картплоттер Garmin EchoMap 52 dv.

 

     От такого предложения отказаться я не мог, и вскоре новый эхолот уже изучал рельефы Можайского водохранилища, а затем и Волги под Мышкином. Сразу скажу: прибор мне понравился, и практически все мои запросы он полностью удовлетворяет. С благодарностью к компании Garmin за наводку расскажу об этой модели подробнее.

 

 

 

Сборка и установка

 

     Начнем с начала – с установки. У эхолота внушительный по размеру и весу трансдьюсер, и судя по набору крепежа в комплекте прибора, предполагается его крепление к транцу лодки. У меня лодка ПВХ («Солар 350 М»), и такой вариант меня не устраивал, поскольку он сильно снижал бы мобильность и оперативность. Поэтому я использовал обычную струбцину для эхолотов, а крепление усилил с помощью дополнительных шайб и одного дополнительного болта. 

 

  

 

За все время испытаний никаких проблем с креплением датчика эхолота у меня не возникло – и при дальних переходах на скоростях 25-30 км/час, и при езде через заросли водорослей датчик сохранял свое положение и исходную горизонтальную ориентацию.

 


 

Что касается крепления самого прибора, то в EchoMap 52 dv используется уже проверенная временем гарминовская система с легкосъемной вращающейся основой, на которой с помощью запорного рычага фиксируется монитор. Устройство всей этой системы показано на фото.

 

 

 

   

 

Можно прикрутить основание крепления непосредственно к банке, но лучше использовать какую-нибудь подходящую дощечку, а ее уже зафиксировать в удобном месте на банке с помощью струбцины.

 

 

 

     Провода от аккумулятора и трансдьюсера крепятся с помощью удобных штекеров к задней стороне монитора и фиксируются с помощью защелки.

 

     Это тоже и удобно, и надежно.  Припарковал лодку к причалу на базе или к берегу у лагеря, одним движением снял эхолот, отстегнул провода и забрал его от греха с собой (можно и струбцину с датчиком снять). И спишь спокойно. Вопрос сохранности лодки с мотором – тема отдельная.

 

     Говоря о креплении прибора, не могу не сказать об уровне его влагозащиты. EchoMap 52 dv соответствует в этом отношении стандарту IPX7. Что это означает, я имел случай проверить на практике. Во время первого выезда на воду напарник имел неосторожность завести мотор с включенной передней передачей. При этом лодка рванулась, и лежавший на борту, еще не установленный и не закрепленный струбциной прибор просто слетел в воду. Слава богу, он не утонул и был вскорости благополучно выловлен. Протерли полотенцем, включили – и он заработал как ни в чем ни бывало. Но, конечно, такими экспериментами лучше не злоупотреблять.

 

 

 

Возможности сонаров

 

 

 

     Теперь о картинках из подводной жизни, которые EchoMap 52 dv показывает на своем экране. Экран, к слову, 5-дюймовый (разрешение 480 x 480 pixels), антибликовый, с автоматической настройкой подсветки, и даже на ярком солнце на нем все видно идеально.

 

Конечно, главная «фишка» этой модели – это наличие режима DownView, о чем говорят буквы dv в названии. Отличие этой технологии в том, что, если обычный сонар генерирует луч конусообразной формы, то DV дает плоский луч, который фактически сканирует пространство под лодкой. В совокупности с собственными алгоритмами обработки отраженного сигнала это дает картинку гораздо более четкую и детальную, чем стандартный сонар, хотя я бы и не назвал ее фотографической, как часто пишут в рекламных проспектах.

 

     Характерный пример: На Можайском водохранилище в районе Ильинского я давно приметил одно место, где на свале с четырех на восемь метров постоянно держится стая какой-то бели: традиционный сонар всегда рисовал там кучку характерных дуг в придонной части водной толщи. Задержаться там и попытаться проверить, что там за рыбы с помощью спиннинга или подводной камеры у меня как-то не было случая, но вот я проезжаю над ней с сонаром DownView и вижу, что стая бели – вовсе не стая, а просто на просто какие-то кусты. Возможность видеть на экране одновременно обе картинки – и стандартную, и DV – не оставляют никаких сомнений: то, что традиционный сонар принимает за стайку мелкой рыбы, вполне может оказаться водорослями.

 

     С другой стороны, считается, что в режиме DV почему-то плохо различимы крупные рыбы у дна – сонар рисует их как какие-то структуры рельефа. Насколько это на самом деле так, сказать не берусь. Может, вопреки тому, что показывает обычный сонар, там опять-таки никаких крупных рыб и нет.

 

 

     Вместе с тем, стайки бели в толще воды DV рисует отлично и с высоким разрешением. Это опять же открывает дополнительные возможности. К примеру, на традиционном сонаре можно включить режим отображения символов только крупных рыб, при этом DV будет показывать и мелочевку.

 

   

 

Еще одна характерная ситуация – густые заросли травы под лодкой. Если обычный сонар рисует при этом маловразумительные «шумы», то DVясно показывает, что под тобой сплошной ковер.

 

 

     Так или иначе, но сочетание на мониторе картинок обоих режимов сильно повышает информативность прибора и позволяет более внятно представлять себе, что на самом деле происходит под лодкой.   

 

     Помимо информативности, от эхолота еще ждешь, я бы сказал, адекватности. Я имею в виду, что хочется, чтобы то, что он показывает под лодкой, было действительно под лодкой, а не где-то поблизости. Опять же пример. Едем с товарищем на его лодке. Эхолот у него – довольно неновая модель одной известной фирмы – настроен так, чтобы пищал, если глубина под лодкой меньше полутора метров. Едем мы и въезжаем на меляк, и винт начинает пахать ил на дне. Останавливаемся, и тут только эхолот начинает подавать сигнал тревоги. То есть работал он с заметной задержкой. Почему – не знаю. Могу только сказать, что с EchoMap 52 dv ничего подобного я не наблюдал. Если я устанавливал критическую глубину в полтора метра, то пищать эхолот начинал даже не на полутора метрах, а чуть загодя – проверял я это неоднократно.

 

     Думаю, что и на больших глубинах эхолот дает картину вполне адекватную. Другое дело, что, как и у всех остальных эхолотов подобного класса, картинка на мониторе, дает вам некое обобщенное представление о том, как обстоит дело на самом деле. То есть, если, к примеру, вы видите на экране корягу или камень, то сказать, где именно они находятся – справа или слева от лодки и на каком расстоянии от нее – можно только приблизительно. Но даже и с учетом этой погрешности EchoMap 52 dv позволяет вставать на точку с минимальными затратами времени.

 

     Одна из моих точек на Можайском водохранилище находится у подножия свала с полива в русло. Лодка идет над поливом с глубинами 4–5 метров, затем начинается крутой свал на 12 метров. Моя задача – встать на 12 метрах на расстоянии 15–20 метров от бровки, чтобы бросать на 5 метров и стаскивать приманку по свалу, к его подошве. С моим старым эхолотом я бы бросил якорь как только на экране появилось начало свала и потом путем нескольких перестановок постарался бы нащупать нужное положение лодки. С EchoMap 52 dv задача упрощается: действуешь так, как будто картинка на экране отражает реальное положение дел под лодкой, и в большинстве случаев это себя оправдывает. То есть, глушишь мотор над бровкой, ждешь, пока лодка по инерции (или по ветру) сместится на нужное расстояние – и опускаешь якорь. Пробные забросы показывают, что ты встал именно так, как и хотел: в 15–20 метрах от начала свала.

 

     Конечно, описанная ситуация возможна только когда дело касается протяженных структур рельефа – свалов, канав и т.п. Отдельную корягу, камень или куст так просто нащупать не удастся – тут уже потребуются перестановки и большое число забросов.

 

 

 Еще одно достоинство EchoMap 52 dv – стабильная работа в движении. Моя лодка «Солар 350М» под 10-сильным мотором идет со скоростью около 30 км/час. Вдвоем и под загрузкой – 21–25 км/час. На этих скоростях эхолот рельеф дна рисует отчетливо, хотя и с небольшими шумами (на глубинах порядка 2-3 метров шумы сильнее). Это, естественно, тоже важно, особенно когда находишься на незнакомом водоеме.

 

     Следующий плюс этого эхолота – наличие режима «Флэшер». Это необработанный сигнал сонара, представленный на экране прибора в виде круговой диаграммы, в которую «уложена» развертка по глубине. На синем фоне диаграмы разными цветами показан уровень отраженного сигнала, что позволяет «засечь» движения приманки, проход рыбы и т.п.

 

     Флэшер можно включить и одновременно с обычным сонаром. Этот режим в EchoMap 52 dv  называется A-scope. При этом развертка по глубине появляется справа в виде вертикального поля, где показывается текущий уровень сигнала. Что это дает? К примеру, если на экране обычного сонара у дна виден некий интересный объект, то A-scope может показать, движется он или нет, т.е. это рыба или просто какая-то структура рельефа.

 

 

 Обычно считается, что флэшер имеет смысл использовать на зимней рыбалке, но очевидно, что и по откурытой воде в лодке он может быть не менее информативным.

 

 

 

Навигация

 

 

 

     Ну и коль скоро речь зашла о перемещениях по водоему, самое время вспомнить о том, что EchoMap 52 dv – еще и картплоттер. Garmin известен своими картами, в том числе и картами водоемов. У EchoMap 52 dv возможности в этом отношении очень широкие. Во-первых, в прибор с самого начала загружены карты BlueChart. Они правда, для многих территорий (и водоемов) России не блещут детальностью, зато прибор позволяет загрузить в него другие карты, в том числе и изготовленные самостоятельно. Для этого на передней панели имеется слот для карточки микроSD, с которой и происходит загрузка карты.  

 

     До загрузки дополнительных карт у меня пока дело не дошло, зато другими функциями картплоттера я воспользовался с большим удовольствием. Прежде всего, это, конечно, сохранение трэков (траекторий движения) и точек. Прибор позволяет записать до 50 трэков и держать в памяти до 5000 пользовательских точек. Кроме того, тут есть возможность создавать и хранить до 100 маршрутов.

 

     Отмечать интересные точки можно прямо на ходу с помощью кнопки Markв меню картплоттера. Причем метка ставится именно в тот момент, когда вы нажимаете кнопку Mark. Это стоит иметь в виду, потому что после этого нужно еще ввести имя для этой точки и дать ее описание (последнее можно сделать и позже). А лодка тем временем продолжает движение, и можно подумать, что точка отметится на каком-то расстоянии от того места, где вы поставили метку. На самом деле это не так.

 

     Сохранить точку можно, либо дав ей имя, либо присвоив один из многочисленных имеющихся символов. В дальнейшем точки можно удалять, переименовывать и редактировать их описания.

 

 

      Вы можете видеть ваши точки на экране в удобном для вас масштабе и проложить курс к любой из них. На фото видны помеченные мною точки 0269 и 0270 и активный трэк, показывающий мои перемещения между ними.

 

     Есть, конечно, и возможность двигаться по сохраненному трэку, что не только удобно, но вполне может оказаться и просто спасением. Не забуду, как однажды заблудился на моторной лодке в Якутии, в протоках левобережья Лены, которые чуть южнее полярного круга уходят вглубь берега на десятки километров. Увлеченный охотой на уток, я забрался в это переплетение проток довольно далеко и в какой-то момент вдруг обнаружил, что совершенно не понимаю, где я нахожусь и в какой стороне русло Лены. Выбирался несколько часов. Никаких картплоттеров и навигаторов тогда и в помине не было. Бросал в воду щепочки и смотрел, куда их сносит еле заметным течением. Так в конце концов и выплыл к Лене. Сейчас, с  EchoMap 52 dv, я бы выбрался оттуда за полчаса.

 

     И наконец, еще одна, для меня, может быть самая ценная и интересная функция этого прибора. Это то, чего не могут по отдельности эхолот и навигатор: запись эхограмм. Прибор имеет второй слот для микроSDкарты, на которую и ведется запись. То есть, вы записываете свои перемещения, на которые наложены данные сонара, показывающие рельеф дна, рыбу и т.п. Все это можно затем вдумчиво и не торопясь просмотреть на компьютере, для чего нужно скачать и установить на компьютер специальную бесплатную гарминовскую программу GarminHomePort. Она умеет многое (например, создавать маршруты и переносить их затем в картплоттер), и с ее помощью можно не только внимательно изучить свои уже записанные трэки, но и спланировать маршруты и интересные точки для будущих рыбалок.

 

 

 

     На самом деле, все, что сказано выше про возможности EchoMap 52 dv, это только вершина айсберга. За кадром осталось множество функций, которыми я еще не успел попользоваться, да и просто с ними как следует разобраться. Что-то из этого множества мне вряд ли понадобится (например, связь через специальный навигационный протокол NMEA 0183), но многое наверняка будет востребованным. Обо всем интересном обязательно расскажу в следующих отчетах.

 

     Подводя итог, с чистой совестью рекомендую EchoMap 52 dv всем рыбакам, которым нужен на рыбалках надежный прибор, совмещающий в себе функции эхолота и навигатора.

 

 

 

Алексей Цессарский